История одной белорусской деревни

Часть 3

Под двухглавым орлом



 

«Могилы предков нам велят,
Чтоб мы о них не забывали»
(Овидий)

После воссоединения с Россией, в 1793 году, наша местность перешла под двухглавый орел российских государей. Деревня Соболи была еще хутором из нескольких домов. На восток от деревни протекала река Соболевка, по оба берега которой были непроходимые болота, заросшие кустарником, хмизняком и березами, поэтому и теперь эти места называются Заречье, Березовик. На запад и юго-запад от деревни простирались поля - рослики, щуладка жежки. Жежки назывались так потому, что там был хутор на котором жил Жежка. Об этом рассказала почти столетняя старуха Павлюченко Анна, которая девочкой работала при крепостном праве. А об освобождении, из-под власти Польши, она знала из слов своей бабушки. Были ликвидированы исключительные права панов в области торговли, растравливающие хозяйственную жизнь и бесцеремонно грабивших охотников за соболиными мехами. Несколько уменьшились подати с крестьян на имения.

 

 

Кроме охоты первые соболевцы начали заниматься и подсобным сельским хозяйством, вырубали и выкорчевывали лес, обрабатывали землю примитивными сельскохозяйственными орудиями, деревянной бороной из связанных сучьев - и сеяли жито. Остатки подсобных орудий труда сохранились у некоторых крестьян до сего времени. Тяжело отразилось на экономике крестьян наполеоновское вторжение в пределы Белоруссии в 1812 году. Солдаты Наполеона Бонапарта грабили и разрушали города и селения Белоруссии, отнимали у населения лошадей, скот, продовольствие. Наша местность оказалась несколько в стороне от движения главных сил наполеоновских войск, поэтому была менее ограблена. Памятью об этом является топор с клеймом того времени. Этот топор принес прапрадед Стрибук Елены Тимофеевны, который отстраивал Москву после пожара 1812 года. Многие старики и старухи нашей деревни передают рассказы своих отцов и дедов о временах крепостного права. Своего пана в Соболях не было, соболевцы ходили на панщину и отдавали оброк косачевскому пану.

Крестьяне 3 – 5 дней в неделю работали на панщине. Кроме того были так называемые « шарварки» , что значит строительные работы в имении пана. Пан не разрешал выходить крестьянам на работу в новой полотняной одежде, за это били розгами, приговаривая «Холоп не должен быть прибранным». Зимой мужики отбывали подводную (тягловую) повинность, а женщины пряли панский лен. Юноши до 17 лет не носили штанов, а ходили в долгой самотканой сорочке, с той целью, чтобы панские посыльные считали их малышами и не гнали на панщину. Однако забитое и бесправное крестьянство, которое не имело даже права называть себя белорусами (царь Николай 1 указам от 18 июля 1840 г. запретил употреблять термин «Белоруссия» ), не склонило голову. Крестьяне боролись, подымали восстания и требовали свободы. Выражая накопившеюся ненависть к панам, в деревне пели разные частушки, например:

«Разорвите тело пана на куски
Разорвите закопайте за селом
Чтоб и памяти о лютом не было»


После крестьянской революции отменили крепостное право 19 февраля 1861 года. Люди деревни Соболи ходили в Брагин, в церковь «Пресвятая» молились богу, радуясь свободе. И еще много лет 19 февраля праздновалось соболевскими крестьянами, как лучший день в их жизни.

 

Реформа 1861 года сохранила значительные остатки крепостничества. Это остатки – крупное помещичье землевладение, отработки, крестьянские подати и выкупные платежи, Община явилась большим препятствием на пути экономического развития деревни. В Минской губернии, к которой относилась наша местность, по местному «Повелению» реформы признавалась за крестьянами право на владение тем наделом земли, который был до реформы. Каждая семья имела от 2 до 10 десятин земли. Крестьяне работавшие в панских имениях, совсем не получили земли. Крестьяне не столько уже были зависимы от помещика, сколько от государства, которое руководило через сельского старосту, сборщика государственных податей и других должностных лиц сельской общины. Старосту избирало сельское общество на сельском сходе. Старостами в Соболях были Зачатко Василий, Соболенко Сидр, Шкурко Савелий, Стрибук Игнат. Властное управление утверждало старост, давало ему государственный знак неприкосновенности. Любые драки и безобразия староста прекращал, показывая этот знак, а если кто не послушается приказа старосты, то получит от Брагинского войска 10-25 плеток.

Брагинское волостное управление опиралось на старост и во время рекрутских наборов
Волостной староста каждые 3-5 лет требовал от старосты определенное количество людей в солдаты. Староста с десятскими обдумывали и назначали обычно и тех семей, где было много сынов. Окружная служба продолжалась 25 лет и с новобранцами прощались как с покойниками. Зеленовский Иван прослужил в армии 25 лет и когда вернулся, ему дали только 1 га земли и этим обрекли защитника отечества на вечную нищету. Многие солдаты – соболевцы участвовали в различных войнах и походах царизма в послереформенный период.
Монжос и Соболенко Сидр участвовали в русско-турецкой войне 1877-78 гг. и были награждены медалями. Сидору в этой войне пушка переехала ноги. А Свириденко Федр, отец Свириденко Гаврилы за эту компанию 1877 года, за освобождение Болгарии получил Георгиевский крест и две медали. Во время его похорон пан снял с его пиджака эти награды, сказавши «Этими железками будут забавляться мои дети». После при царях Александре 3 и Николае 2 служба была уменьшена до 8 лет.
Недостаток земли у крестьян, отсутствие угодий и государственные подати заставляли крестьян арендовать земли у помещиков, а также луга для покоса. Второй формой подобной панщине, была «половинщина», при которой крестьяне платили помещикам, владевшим огромными землями во всей Брагинской волости, являлся вельможный пан Рахицкий.


 

Он имел 26650 десятин земли. На долю 4548 крестьянских хозяйств, Брагинской волости, приходилось 62048 десятин самой худшей земли. Пользуясь тяжелым положением крестьян, Рахицкий обыкновенно нанимал себе батраков зимой, которые залезали в кабалу и не могли уже выйти из долгов и летом. Старик Зеленковский Михаил рассказывал, что после смерти в 80 –х годах прошлого века Рахицкого старшего, всеми его имениями и землей завладел его сын, Рахидский младший, и пан Скочка и пан Валынский. Скочка и Валынский часто издевались с крестьян, называли их быдлом. Скочко бил мужиков особенно за лес, а Волынский за малейшее преступление подвергал крестьян штрафам.
Тяжелое положение крестьян заставляло их заниматься различным промыслом, торговлей, заключать сделки и предъявлять иски. Многие безземельные и малоземельные занимались различным ремеслом, особенно Бондарством. Большим спросом пользовались изделия бондарей Павлюченко Селина и его сына Якова, Стрибука Игната. Некоторые изделия из деревни сохранились до нашего времени: солянки, кубки, миски, бочки и др.
С каждым годом деревня разрасталась. К 70-80 годам 19 столетия деревня состояла уже из пятидесяти хат, в это время поселились много людей из других деревень, многие шли в Соболи, поэтому начали все больше появляться новые фамилии: Ковалец из Рудни, Манжос из Брагина, Павлюченко из Глухович, Романюк из Бурков, Шкурко из Украины и т.д. Кроме фамилий и имен, каждая семья имела и имеет до наших дней различные уличные клички, как бы другие имена. Происхождение этих кличек очень разнообразно, например Яворт от того, что его дед в разговоре часто произносил слова «Яворка мой» ; Панюки от того, что один из дедов еще сто лет назад употреблял слово «пань»; Третьяки от того, что у бабушки Екатерины, которая жила 105 лет, еще при крепостном праве, было три мужа, Евки – потому, что первого деда Романюка звали Ев; Кобзари потому, что один из Пашкевичей умел играть, Терешки – дед Терешко из Лубеников, Почески были бедняками и терли плохой лен; Еровит – поселились на еровом поле и т.д. и т.п.
Подобные клички можно перечислять долго, и все они имеют определенную историю.
Большей частью помещики не знали настоящего имени крестьян и звали их по кличкам.

 

Безлошадные и однолошадные крестьяне при убогом сельскохозяйственном инвентаре не могли прокормить семью и свести концы с концами в хозяйстве. Многие из таких обедневших крестьян вовсе забрасывали земледельческое хозяйство и искали средства к существованию в заработках на стороне. Они нанимались в батраки к помещикам и кулакам, отправлялись в отхожие промыслы. Такими бедняками в деревне были Зеленковский Иван, Пашкевич Григорий, Пашкевич Василий, Стрибук Федор, Бычковский Иосиф, Стрибук Алексей, Манжос Евстрат и другие. Их называли « не имущие ни кола, ни двора». «Мой дел Василий был до революции один из беднейших крестьян деревни – пишет ученик 6 кл. Пашкевич В.А., у него не было ни земли, ни коровы, ни свиньи. Единственным богатством была старая кобыла. Дети его всегда были голодными.»
Такими помещиками, к которым крестьяне нанимались в заработки, в 90х годах 19 века были Лазовский и Кербич Зий. Одно из таких имений Кербыча Зия было в Косачеве. Сам он большую часть проживал в Петербурге, пропивал, прогуливал с женщинами, проигрывал в карты, доходы от тяжелого крестьянского труда. Полесье и землю он поручал своим управляющим Войтковскому и Исмаиловскому . Работая на землях помещиков, крестьяне никогда не слышали похвалы, наоборот, в 1892 году Кербич Зий незаконно отсудил у соболевцев часть сенокоса и 200 рублей за использования его на протяжении многих лет.
Трудно пришлось мужикам собирать эти деньги, продовали последних овец, свиней, телят. Малоземельный Шкурко Иван, постоянно работал у помещика, целыми неделями не возвращаясь к семье. Костюченко Устим был постоянным сторожем у Косочевского помещика. Кузьменко Емельян был постоянным батраком у Абрамовича. Только революция освободила их от помещичьей кабалы.
Были и менее знатные помещики, которые эксплуатировали соболевских крестьян. Таким является, как его называли «барин» Абрамович, земли которого находились около Соболевского поселка «Зеленый остров». Земли эти он купил у священника. Кроме наймитов-батраков, которым он платил за день по 20 копеек, у него были и постоянные слуги. Такими слугами были Стрибук Анастасия Гавриловна и Вороненко Парасковья (Батариха).
В деревне были и кулаки – это так называемая сельская буржуазия. Вообще начиная от отмены крепостного права и до самой революции, в деревне увеличивалась имущественное неравенство, с ним росло и классовое расслоение.

 

С части среднего крестьянства выделились кулаки. Они оказались деятельными и не только сохранили свои наделы, но и прикупили много земли у разорившихся крестьян. Большая же часть среднего крестьянства беднели и переходили в ряды сельских пролетариев. Это получалось когда делили между сынами надел отца, величина которой, была 8 десятин пахотной земли. У многих селян было по 5 и более сынов, и все они оставались почти безземельными.
Кулаками в деревне Соболи были Лучченко Андрей и Лучченко Григорий. Вот что пишет о Григории его правнучка Романюк Валентина «Мой прадед Лучченко Григорий Иванович жил в большом кирпичном доме. У него было полтора надела своей земли и 2 десятины купленной в Рудце, то есть 15 гектаров. Он имел ветряную мельницу, которая давала большие доходы, конную молотилку, вялку, и прочие сельскохозяйственные машины. В сараях постоянно было 5-6 коней, 5 коров, 30 овец, 6 свиноматок, масса птицы. 5-10 человек наемных постоянно работали у них. В его доме были единственные в деревне часы, которые прадед купил в Киеве. И хотя у него была хорошая суконная одежда, а у бабушки несколько шерстяных платьев, однако большую часть времени они ходили в самотканой одежде, работали как черные волы, и копили деньги, которые так и остались лежать, как бесценный хлам до тех пор , пока их не выбросили детям на забаву.»
Зажиточным крестьянином – кулаком был и Иваненко Петр (Малимон) . Хотя у него несколько меньше было скота и хлеба, чем у Луччанки, однако он имел большой доход от пчел, которых у него было 100 семей. Он был трудолюбив и очень любил пчеловодство, даже учился на курсах в деревне Засне Речецкого повста, где получил свидетельство пчеловода. Рассказывают легенду, что когда он умер и его везли хоронить, за ним летели пчелы. Кроме вышеуказанных , зажиточными крестьянами – кулаками были Стрибук Макар, Стрибук Ефим, Стрибук Ахрель. Павлюченко Яков и другие бедняки, особенно весной, у них одалживали хлеб, однако осенью с нового урожая они должны отдавать большее количество или ходить на отработки. Бывали случаи когда бедняки выражая протест, не отдавали долги.

 

Например, когда Лучченко справлял одолженный горох у Соболенко Леона, он ответил: «В Микулицкой яме гороха сколько хочешь.»
Экономический и политический гнет содействовал забитости и темноте крестьян.
Дома в деревне были маленькие, рубленные в круглый угол, с одним или двумя небольшими окнами. Внутри хаты не щекотурились, стены были черными, закопченными, только печь выделялась своей белизной, в некоторых они были разрисованы разными петушками. Каждая печь имела припечек , на котором вечером горела тускло, освещая черные углы, лучина. Лампы и в помине не было. Стрибук Макар первый в деревне купил керосиновую лампу. Вся деревня приходила смотреть, как она горит. Полы были только у зажиточных крестьян. Обстановка внутри такова: деревянная кровать или настил из досок, на которой лежал матрас-сельник, набитый соломою или сеном и закрытых самотканым одеялом-постилкой; деревянная обычно с различными вырезами лавка для сидения, стол в углу, с которого перед праздниками ножами соскабливали грязь, висячая коляска около кровати, да в углу ряд икон святых угодников. В кладовой стоял сундук. Зимой на крючках висели хомуты, а около печи венки цыбули и чеснока. Всю зиму под печью сидели куры, а в большие морозы в хате держали теленка, поросят, ягнят. Все это дополнялось множеством насекомых, особенно блох. Семьи были большими, у каждого мужика было от 5 до 9 детей. Например: у Стрибука Игната было 9, у Бурак Игната 11 детей, они забывали даже как их звать, потому, что называли друг друга по кличкам. Во время переписи на вопрос, как звать ваших жильцов? Восьмилетняя девочка ответила Клин, Гапак, Дыдкин, Цыганка, Матка, Бацька и я Кураница.

 

К 60-м годам в деревне еще осталось более десяти домов, построенных еще до революции. Средние и зажиточные крестьяне строили дома из добротной смолистой сосны, потому они так долго сохранялись. Приходилось только менять раз в 20 лет только соломенную крышу и призву. Призва – это деревянный цоколь на дубовых штандарах укопаных в грунт.
С наружи дома украшали узористыми фрамугами и околицами, по углам разнообразными полюстрами. Беднота строила хаты с того, что могли приобрести за малую стоимость. У многих небыло полов. Богатые крестьяне (кулаки) уже строили дома кирпичные и крыли их гонтой (деревянные дощечки) или черепицой. Черепицу, известь-ванну привозили из Украины по Днепру, кирпич выделывали в своей деревне. Кирпичный дом Лучченки стоит и посей день, в нем находится комбинат бытового обслуживания.Сельхоз инвентарь мужиков – крестьян был самым примитивным и хранился в сенях дома или в сараях. Это деревянная соха и деревянная барана, грабли, коса, вилы, цеп для обмолота зерна, лопата, шупла…….

 

 

Внутренний вид дома дополняла одежда, в которой были обличены его жители. Как нижняя, так и верхняя одежда из самотканого полотна, нижняя из тонкого чтобы не кололась, верхняя из толстого – потрепкового , нередко окрашенного в грязно коричневый цвет, ольховой корой. Обувью как для женщин так и для мужчин служили лапти, у некоторых мужиков были и сапоги, а у женщин сапожки, но надевали они их черезвычайно редко, по большим праздникам или когда шли в церковь. И то шли босиком и надевали только у входа в храм божий. На зиму ткали из сукна пиджаки и гуйли, а также шили кожухи.
Ткацкий станок своеобразная народная машина, на которой могли выполнить довольно сложные узоры. В конце 19 и начале 20 столетия совершенствуется народное изобразительное прикладное искусство - художественное ткачество, производство художественных изразцев и пр. Было много таких умельцев, Павлюченко Татьяна, Павлюченко Устинья, Костюченко Мария, Соболенко Марфа, Стрибук Подося. Они ткали широкие яркой окраски суконные юбки, разнообразные пояса, которые надевали в торжественные дни. Особенно большого труда стоило прядение пряжи.

Каждая женщина и девушка всю зиму, все свое свободное время пряла. Обычно собирались несколько женщин с пряльницами в чей ни будь дом и работали там до 12 часов вечера.
Девушки собирались отдельно, но у них работа хуже спорилась, так как к ним на вечерки приходили парни и мешали работать, зубоскалились, прятали прясницы, тушили лучину и пр. Женатые мужчины длинными, осенними вечерами собирались также в чьем ни будь доме и играли в карты, нередко в очко – 21, проигрывали последнюю копейку, заработанную у пана. Кербич Зея или Абрамовича. Картежники Стрибук Прохор, Соболенко Григорий, Осипенко Степан, Шкурко Данила целыми сутками просиживали за картежным столом, забывая про работу и даже еду.

 

Многие крестьяне проводили свой отдых в корчме, т.е. в еврейской лавке. Вот что писал о нашей улице и корчме писатель Роман Соболенко «Улица в наших Соболях ровная, прямая, как натянутая струна. По обоим сторонам возле хат старые липы. Улица оканчивалась Менделеевой хатой- корчмой, единственным строением на всю деревню под гонтовой крышей, с дверью и крыльцом на улицу. Мимо корчмы - битый шлях, который дальше вел на болото. Там в 1912 году он был насыпан и остолбован с двух сторон в два ряда. Между ними вилась тропинка для пешеходов, а посреди шляха ездили конно» ( Роман «Иду в жизнь», стр 14) Вот эта-то корчма и притягивала многих любителей выпить. Не беда, что у мужика нет денег, Еврейка Итля, о позже ее сын Довуд давали пить на веру: пей сколько хочешь а он записывал тоже сколько хочет. Расплачивались часто натурой: пшеницей или житом. Во время молотьбы, приходил в гумно Довуд, объмерял намолоченную кучу шагами и забирал на подводу. У деда Глуховца такая куча набралась до 20 пудов. Брагинским евреям Зусю, Мотылю и др. долг зерном возили сами должники, тоже без определенной меры. На безграмотности крестьян наживались тогдашние торговцы. Знаменитыми пьяницами того времени были Кузьменко Никифор, Костюченко Терентий, Пашкевич Григорий и другие. Напиваясь, они забывали про свою тяжелую жизнь и пели песни, «Шумел камыш» и другие. Поголовная попойка была во время так называемого праздника 21 сентября каждого года. Этот праздник был установлен православной церковью якобы в день рождения божьей матери непорочной матери Девы Марии.
Каждый мужик полгода готовился до этого праздника, все лучшее что у него есть, оставлял на Пречистую, белую овцу или кабана, гуси, куры, фрукты и т.д. Много хлеба и картошки шло на выгонку самогона, которого нужно было не меньше сотни литров.
Съезжались и сходились гости близкие и далекие, знакомые и незнакомые. И все это поедалось и выпивалось подчистую и гостеприимный хозяин снова обрекался на нищету. Ел пустой борщ с грибами и старался работать что бы снова разжиться. Не редко сам хозяин за всю свою щедрость и гостеприимство получал по зубам от своих пьяных гостей. Дикий разгул и разбой, пьянство и разврат, песни и танцы, плач и стон, рвоты и матершина продолжались три дня. Так соболевцы справляли крестьянский «праздник». Пьянство и невежество порождали религиозные суеверия и страх перед богом.

 

Безграмотные крестьяне не знали явлений природы, поэтому всего боялись гром, ливень, засуху, люди считали божьим накозанием за грехи. Во время засухи обходили вокруг деревни со священником. Боялись колдунов и ведьм, которых никогда в природе не было, боялись духов и домовых, верили в хорошие и плохие приметы. Даже кошка , перебежав дорогу могла изменить решение куда-нибудь идти или ехать. Плохим предзнаменованием была встреча с попом. Степан Кузьменко ехал под венец в Острогляды, по дороге встретил попа и вернулся…. Они верили в потустороннюю жизнь, старались угодить богу на этом свете, что бы на том свете попасть в рай. Особенно усердные богомольцы ходили в Киев, что бы поклониться в Лаврах мощам святых угодников. Так Соболенко Маруся ушла зимой в Киев молиться, простудилась, заболела плевритом и умерла. При похоронах, что бы не обидеть покойника, ему ложили в могилу то, что он любил при жизни. Например, курящим – табак , пьющим бутылку горилки и т. д. Адам Павлюченко копал новую могилу, вырыл крепко закупоренную бутылку водки, он же ее и выпил. Особенной темнотой и суеверием отличались женщины. Стрибук Феодосия третью часть от суток проводила за молитвами. Предлинные молитвы она цитировала, сидя на коленях, наизусть, не понимая их смысла.

 

 

Мужчины верили больше по привычке и потому, что на каждый «праздник» перепадало спиртного, а сущность религии их меньше всего интересовала. Не понимали даже слова «религия». Дед Письменный был церковным старостой, и когда его спросили, что «религия» он ответил «Религия – пей горилку!». Священники одурманивали и без того низкое сознание крестьян, отвлекали их своими проповедями от возмущения против несправедливости и борьбы с богатыми, «Любите врагов своих, прощайте им все обиды, не мстите за себя, не боритесь с врагами, бог отомстит все» - призывали попы из всех пяти церквей Брагина, цитируя апостола Павла . «Терпите, ибо Христос терпел». И крестьяне терпели, соблюдая многочисленные посты, шестинедельный пост перед каледами, семинедельный перед пасхой, среда и пятница круглый год и многие другие посты строго соблюдались крестьянами. Во время этих постов всякая духовная жизнь прекращалась - нельзя веселиться, нельзя танцевать, нельзя любить, нельзя жениться, нельзя есть сало, мясо, и т.д. и т.п.
Представление о жизни крестьян будет не полным, если не упомянуть о пасхе. Пасха – многодневный весенний праздник, сопровождающийся многочисленными обрядами, торжествами и пьянством. Ее влияние и обряды сохранились у верующей и даже неверующей части населения деревни до сего времени. Все с энтузиазмом встречали этот праздник, женщины радовались воскресению Христа из мертвых, мужчины радовались завершению надоевшего поста, молодежь радовалась свободе веселиться и ухаживать друг за другом, дети радовались свободе и красному яйцу. Гуляли целую неделю, и это самое горячее время весеннего сева, забывали о том, что весенний день, год кормит. Всем этим наносили большой вред сельскому хозяйству. Пасхи с ее обрядами нередко приводили верующих к заболеваниям желудка, особенно к поносам, к хулиганству и другим антиобщественным явлениям. Поножовщина и хулиганство приводили иногда к смертельным исходам. В пьяной потасовке однажды во время каляд был убит Павлюченко Павел Тимофеевич. Его подбил на льду Стрибук Прокофий. Часто люди умирали от различных болезней. Бывали случаи, когда эпидемии чумы и тифа уносили в могилу третью часть населения. В 70х годах 19 столетия эпидемия холеры настолько свирепствовала, что умерло больше половины людей в деревне и уже некому делать гробов. Два брата Степан и Семен Павлюченко не заболели и продолжали работу по похоронам односельчан. Почти половина детей умирало до пятилетнего возраста, этому содействовало отсутствие элементарной гигиены и плохого питания. Пять процентов женщин умирало во время родов. О лечении не было и речи. На Брагинскую волость был только один фельдшер, имевший частную практику в Брагине. Зато шептух и колдунов в каждой деревне было в изобилии.

 

В Соболях больше всех славилась шептуха Соболенко Анна (баба Занючка). Она лечила все болезни, принимала у всех женщин роды, у всех умерших присутствовала во время похорон. Одно ее появление в дом считалось предвестником несчастья и смерти. По рассказам, она умерла, привязанная на погребальнику и черти долго не хотели брать ее колдовскую душу в свое лоно. Обычно больные вообще никуда не обращались за помощью. «Дал бог хворь, он и снимет ее, а если придется умереть на то божья воля» - говорили они. Повлюченко Семен выломал в лесу три ребрины, пролежал три недели и снова отправился в лес. Питание было скудным. А если и не было вдоволь еды, то и ели всегда не свежее, били кабана, но свежего сала не ели, оставляли на долго, на черный день, а ели старое, желтое, пока его доедали – желтело новое. Хлеб тоже молотили и в бочку, а ели старое, прелое. Таким образом, даже зажиточные крестьяне никогда не ели со вкусом кусок хлеба. Замки и собаки играли в хозяйстве главную роль, так как были частые случаи воровства, крали все, начиная от полена и кончая лошадьми и коровами. Ученик 6 класса Зачатко Петр Михайлович писал в сочинении «Моих дедов обкрадали три раза, первый раз уворовали выездного коня, другой раз торбу сала, третий раз – кожух, две пары сапог, пиджак, веревку и выездную лошадиную сбрую». Воры приходили из других деревень, однако были и свои соболевские, лучшими профессионалами в этом деле был Кузьменко Дмитрий. Не отставал от него и Свириденко Антон. Вопросы семьи и брака были также проявлением регилиозной темноты. Судьбу молодых решали не они сами, а их отцы. Когда отцу казалось, что сына пора женить или когда было много работы в хозяйстве и нужна была работница в доме, он звал свата, брали кусок хлеба, бутылку самогона и шли в сваты до девушки, которая им нравилась, не красотой и молодостью разумеется, а богатством и почетом родителей. Отец девушки, принимая сватов, редко спрашивал у дочери ее согласия. Когда родители договорятся, тогда говорят молодым людям, что они должны жениться, хотят они этого или не хотят. Разыгрывалось много трагедий, когда молодые люди любили других, плакали и просили отцов разрешить им жениться и выйти замуж по любви, а не по расчету, но их мольбы редко оканчивались успехом. Приходилось идти под венец. А после венца уже никаких разговоров о том, что хочу или не хочу быть не могло.

 

 

Обряд венца имел большое значение. Нарушение его считалось большим грехом перед людьми и перед богом. Как на белую ворону смотрели единственного в Соболях человека, который жил с женой невенченным. Супружеская жизнь строилась на основе беспрекословных подчинениях жены мужу. «Да убоится жена мужа!». В случае неповиновения жены мужу, последний мог учинить над ней самосуд, т.е. избить. Это было обычным явлением. Примеров очень много, достаточно сказать хотя бы о Кузьменко Дмитрие, который привязывал свою жену к оглобле воза (подводы) и избивал до полусмерти, как скотину. Из-за многочисленных избиений были случаи смерти женщины. В нашей районной газете «Мояк Полесья» от 1 января 1965 года было опубликовано стихотворение «Брагинщина», в котором правдиво охарактеризовал дореволюционную жизнь нашей местности.


Трясина здесь лежала вечно,
Копья как будто кресла
Споткнешься случайно знай
Больше тебе не воскреснуть

И даже по улице трудно
Лошадью было проехать
Молчали люди понуро
Жили всегда без смеха

Ветра здесь шумели бессонно
Густые плыли туманы
Шли в церковь люди покорно
Слушать попа дурмана

Муж бил жену не смолкая
На плохую судьбу уповая
Прошеница тихо страдала
В помощь христа призывая

Такая была жизнь до революции в деревне Соболи, Брагинской волости, Речецкого уезда, Минской губернии.

 

 


Предыдущая глава - Соболи в далеком прошлом

Следующая глава - Во время революционных событий

 

оптовые базы продуктов питания

производство и реализация продуктов питания

где купить продукты питания
 

сроки хранения продуктов питания

регулярные закупки продуктов питания

куплю продукты питания

масло оптом

масло оптом купить

масло оптом куплю

масло растительное оптом

молоко оптом

мясные консервы оптом

мясо оптом
оптовая продукты питания
оптовая торговля продуктами питания
оптовые базы продуктов питания

поставка продуктов питания

поставщики продуктов

поставщики продуктов питания
продажа продуктов питания

продукты оптовая

продукты оптом
продукты питания оптом прайс

продукты питания оптом прайс

продукты питания прайс
экологически чистые продукты питания

крупный опт продукты питания

продукты здорового питания

 

где купить продукты питания оптом
где купить продукты качественные продукты питания
где купить не дорогие продукты питания

продукты питания в Магадане

Продукты питания

продукты питания на Сахалине

продукты питания на Камчатке

продукты питания в Хабаровске

продукты питания во Владивостоке

продукты питания в Благовещенске

продукты питания в Биробиджане

доставка продуктов питания

качество продуктов питания

оптовые закупки продуктов питания

экспорт продуктов питания

продукты питания из Европы
европейские продукты питания

продукты питания на север

продукты питания для северных регионов
продукты питания на дальнем востоке

снабжение продуктами питания труднодоступных регионов

выставки продуктов питания

ярмарки продуктов питания

цены на продукты питания

рост цен на продукты питания

продукты питания с длительным сроком хранения

сроки хранения продуктов питания

условия поставок продуктов питания

регулярные закупки продуктов питания
консервированные продукты питания
продукты
питания условия транспортировки
отечественные продукты питани

отечественные производители продуктов питания

производители продуктов питания в России

производители продуктов питания в Белоруссии

торговля импортными продуктов питания

оптовые закупки продуктов питания на Камчатке

продукты питания в Москве и Московской области

продукты питания в Санкт-Петербурге и Ленинградской области
продукты питания Комсомольск на Амуре

рыба на дальнем востоке

тихоокеанская рыба

условия хранения продуктов питания

объявления о покупке продуктов питания

Качественная продукция «среднего класса». Организация предлагает оптовые поставки - мясной, масломолочной, жировой, плодоовощной и другой продукции производства Республики Беларусь, с минимальной наценкой, со склада и от производителя. Консервы плодоовощные, мясные, мясорастительные, молочные. Доставим в Москву и Регионы. Вся предлагаемая продукция высокого качества и соответствует Российским стандартам. Рыбопродукция Сахалинской области - фарш лососевый, консервы, закуски к пиву. ООО «Эвай» - http://эвай.рф

закупки продуктов питания

продукты питания для строительных организаций

требуются продукты питания
организация питания
точки общественного питания
ввоз продуктов питания

вывоз продуктов питания

экспорт продуктов питания

импортные продукты питания

продукты питания в таможенном союзе

продукты питания из Белоруссии

Белорусские продукты питания
продукты питания производства Республики Беларусь

произведенные в Белоруссии продукты питания

Поставки оптом - масломолочной, мясной, плодоовощной, жировой продукции производства Республики Беларусь, от производителя и со склада в РБ. Консервы плодоовощные, молочные, мясные. Доставка в Москву, Санкт-Петербург и Дальневосточные регионы. Продукция высокого качества, соответствует Российским стандартам, пользуется высоким спросом. Рыбопродукция Сахалинской области - консервы, фарш лососевый, закуски к пиву. ООО «Эвай» - Продукты питания оптом

качество Белорусских продуктов питания

соответствие продуктов питания Гост

Госты на продукты питания

продукты питания народного потребления

социально значимые продукты питания

продукты питания на дом

хранение продуктов питания

оптовые цены на продукты питания

продукты питания поставки
поставки продуктов питания в регионы

продукты питания в дальневосточные регионы

продукты питания в северные регионы

продукты питания для севера

поставки продовольствия в труднодоступные регионы

Качественная продукция «среднего класса» Организация предлагает оптовые поставки- мясной, масломолочной, жировой, плодоовощной и другой продукции производства Республики Беларусь, со склада и от производителя. Консервы плодоовощные, молочные, мясные, мясорастительные. Доставим в Москву, Санкт-Петербург и Регионы. Вся предлагаемая продукция высокого качества и соответствует Российским стандартам.
 

купить продукты оптом на Сахалине

купить оптом продукты питания в Магадане

купить продукты питания оптом в Хабаровске

оптовые закупки продуктов питания на Камчатке

продукты питания в Москве и Московской области
продукты питания в Санкт-Петербурге и Ленинградской области
продукты питания Комсомольск на Амуре

рыба на дальнем востоке

тихоокеанская рыбная продукция

тихоокеанская рыба

рыбная продукция тихоокеанского региона

производство рыбной продукции на дальнем востоке

производство рыбной продукции на Сахалине

производство рыбной продукции на Камчатке
производство рыбной продукции в Магадане

продукты питания в Якутии

САХА Якутия продукты питания

продукты питания с длительным сроком хранения

сроки хранения продуктов питания

условия поставок продуктов питания

регулярные закупки продуктов питания
консервированные продукты питания
продукты
питания условия транспортировки
отечественные продукты питани

отечественные производители продуктов питания

производители продуктов питания в России

производители продуктов питания в Белоруссии

торговля импортными продуктов питания

оптовые закупки продуктов питания на Камчатке

продукты питания в Москве и Московской области

продукты питания в Санкт-Петербурге и Ленинградской области
продукты питания Комсомольск на Амуре

рыба на дальнем востоке

тихоокеанская рыба

условия хранения продуктов питания

объявления о покупке продуктов питания

Качественная продукция «среднего класса». Организация предлагает оптовые поставки - мясной, масломолочной, жировой, плодоовощной и другой продукции производства Республики Беларусь, с минимальной наценкой, со склада и от производителя. Консервы плодоовощные, мясные, мясорастительные, молочные. Доставим в Москву и Регионы. Вся предлагаемая продукция высокого качества и соответствует Российским стандартам. Рыбопродукция Сахалинской области - фарш лососевый, консервы, закуски к пиву. ООО «Эвай» - http://эвай.рф

закупки продуктов питания

продукты питания для строительных организаций

требуются продукты питания
организация питания
точки общественного питания
ввоз продуктов питания

вывоз продуктов питания

экспорт продуктов питания

импортные продукты питания

продукты питания в таможенном союзе

продукты питания из Белоруссии

Белорусские продукты питания
продукты питания производства Республики Беларусь

произведенные в Белоруссии продукты питания

Поставки оптом - масломолочной, мясной, плодоовощной, жировой продукции производства Республики Беларусь, от производителя и со склада в РБ. Консервы плодоовощные, молочные, мясные. Доставка в Москву, Санкт-Петербург и Дальневосточные регионы. Продукция высокого качества, соответствует Российским стандартам, пользуется высоким спросом. Рыбопродукция Сахалинской области - консервы, фарш лососевый, закуски к пиву. ООО «Эвай» - Продукты питания оптом

качество Белорусских продуктов питания

соответствие продуктов питания Гост

Госты на продукты питания

продукты питания народного потребления

социально значимые продукты питания

продукты питания на дом

хранение продуктов питания

оптовые цены на продукты питания

продукты питания поставки
поставки продуктов питания в регионы

продукты питания в дальневосточные регионы

продукты питания в северные регионы

продукты питания для севера

поставки продовольствия в труднодоступные регионы

Качественная продукция «среднего класса» Организация предлагает оптовые поставки- мясной, масломолочной, жировой, плодоовощной и другой продукции производства Республики Беларусь, со склада и от производителя. Консервы плодоовощные, молочные, мясные, мясорастительные. Доставим в Москву, Санкт-Петербург и Регионы. Вся предлагаемая продукция высокого качества и соответствует Российским стандартам.
 

купить продукты оптом на Сахалине

купить оптом продукты питания в Магадане

купить продукты питания оптом в Хабаровске

оптовые закупки продуктов питания на Камчатке

продукты питания в Москве и Московской области
продукты питания в Санкт-Петербурге и Ленинградской области
продукты питания Комсомольск на Амуре

рыба на дальнем востоке

тихоокеанская рыбная продукция

тихоокеанская рыба

рыбная продукция тихоокеанского региона

производство рыбной продукции на дальнем востоке

производство рыбной продукции на Сахалине

производство рыбной продукции на Камчатке
производство рыбной продукции в Магадане

продукты питания в Якутии

САХА Якутия продукты питания

социально значимые продукты питания

продукты питания на дом

хранение продуктов питания

оптовые цены на продукты питания

продукты питания поставки
поставки продуктов питания в регионы

продукты питания в дальневосточные регионы

продукты питания в северные регионы

продукты питания для севера

поставки продовольствия в труднодоступные регионы

Качественная продукция «среднего класса» Организация предлагает оптовые поставки- мясной, масломолочной, жировой, плодоовощной и другой продукции производства Республики Беларусь, со склада и от производителя. Консервы плодоовощные, молочные, мясные, мясорастительные. Доставим в Москву, Санкт-Петербург и Регионы. Вся предлагаемая продукция высокого качества и соответствует Российским стандарта

продукты питания в таможенном союзе

продукты питания из Белоруссии

Белорусские продукты питания
продукты питания производства Республики Беларусь

произведенные в Белоруссии продукты питания

 

   
   

2010-2017© evuy